История изучения кожных лоскутов

Пластическая хирургия. История изучения кожных лоскутов. Большинство выдающихся хирургов современности отмечают, что все их свершения появились благодаря тому, что они «стоят на плечах гигантов» своей специальности. Действительно, трудно представить какое-либо достижение современной медицины, которое не было бы в «эмбриональном виде» представлено в трудах ученых прошлых лет в виде идей, теорий или технологий. При этом в истории пластической хирургии немало примеров, когда такие идеи и технологии выдавались или были открыты «заново» нашими коллегами, которые недостаточно глубоко знали историю своей дисциплины или надеялись, что доступные им сведения останутся скрыты от остальных.



В 1857 году V. Bruns (1812-1883) была описана техника хейлопластики, которая не теряет актуальности и в настоящее время. Она заключалась в закрытии дефекта губы двумя выдвижными лоскутами от основания крыльев носа к углублению между нижней губой и подбородком. Хорошие результаты были получены после иссечения рака нижней губы. Данная методика была повторно внедрена М. Karapandzic в 1974 году.


Как было описано выше, студенческая работа С. Manchot (1866 – 1932) и исследования М. Salmon (1936) не были по достоинству оценены их современниками. В 1969 году S. Н. Milton при изучении кровоснабжения кожных лоскутов на свиньях столкнулся с копиями тезисов С. Manchot в Страсбурге и перевел их, но не смог опубликовать. Эксперименты S. Н. Milton имели большое значение, поскольку опровергали одно из старых правил, закрепленных за осевыми лоскутами, – отношение длины и ширины не являлось принципиальным, если в состав лоскута входила питающая осевая артерия. Публикация работы С. Manchot произведена W. Morain в 1985 году. В 1987 году G. I. Taylor и J. М. Palmer на основе работы С. Manchot дали понятие ангиосома, а в 1988 году G. I. Taylor и М. N. Tempest перевели работу М. Salmon, добавив некоторые комментарии и экспериментальные данные.


Ангиосомы по G. I. Taylor и J. М. Palmer


История изучения кожных лоскутов. С целью реконструкции молочной железы было предложено использовать различные варианты лоскутов. Одним из них является кожно-мышечный торакодорзальный лоскут (лоскут широчайшей мышцы спины), который относится к группе перемещенных лоскутов с осевым кровотоком. Впервые этот метод предложен I. Tansini (1855 – 1943) для устранения дефектов грудной стенки после мастэктомии. Анатомическое описание и публикация осуществлены в 1906 году.


Лоскут содержал широчайшую мышцу спины, а питание производилось из артерии перфоранта подлопаточной артерии. В полной мере востребован только 70 лет спустя. В 1971 году J. D. Desprez и сотр. использовали такой сложный лоскут на двойной ножке для закрытия дефектов спинномозговых грыж. Независимо друг от друга N. Olivari (1976), а затем W. Muhlbauer, R. Olbrish (1977) дали новое развитие технике использования кожно-мышечного торакодорзального лоскута.


Торакодорзальный лоскут по I. Tansini


Одним из последних достижений в коррекции дефектов контуров и щадящего увеличения объема ткани в эстетической и реконструктивной хирургии является использование в качестве местных инъекций аутологичного жира. Для того чтобы избежать рассасывания и обеспечить максимально длительный эффект, S. R. Coleman (1997) систематизировал процедуру посредством полного центрифугирования жировой ткани и помещения небольших количеств жировых клеток во множество слоев для увеличения контакта между окружающими тканями и жировыми клетками. Но первоначально идея подобного введения жировой ткани принадлежала Eugen Hollander (1867 – 1932), который в 1908 году в 2 случаях лицевой атрофии вводил местно смесь человеческого и бараньего жира, считая ее залогом успеха и стабильного результата. До- и послеоперационные фотографии появились в обзоре, изданном в 1912 году в «Handbuch der Kosmetik» («Руководство косметических операций») Мах Joseph. Попытки трансплантации жировой ткани были предприняты и G. Neiiber в 1893 году, и Е. Lexer в 1910 году.


В 1932 году австрийский хирург Ernst Eitner при умеренно выраженной гиперплазии молочных желез выполнял операцию периареолярной маммопластики без дополнительных горизонтальных и вертикальных разрезов. Уменьшение молочных желез было достигнуто за счет резекции железистой ткани, подворачивания верхнего полюса и поднятия сосково-ареолярного комплекса. В 1990 году, спустя почти 60 лет после Е. Eitner, французский хирург Louis Benelli описал подобную операцию, а для предотвращения расширения ареолы предложил накладывать непрерывный нерассасывающийся шов, так называемый «круговой блок».


В 1934 году венгерский отоларинголог Aur'el R'ethi (1884 – 1976) описал и продемонстрировал хирургический способ коррекции кончика носа. В конце операции он удалял часть колумеллы, чтобы сделать длинный нос короче, и часто результат оказывался плохим, поэтому операция была забыта. Метод открытой ринопластики вновь стал применяться только через 40 лет, когда W. S. Goodman воссоздал и популяризировал эту технику.


В 1974 году D. R. Millard описал так называемый «лоскут в виде летящей чайки» («flying seagull flap»), взятый со лба с целью транспозиции и закрытия дефектов нижней трети носа. Однако тот же самый лоскут под названием «lleur de lys» был разработан французским хирургом Jacques Delpech (1777 – 1832), и результат опубликован в 1828 году, причем различия между методиками были минимальными.


История изучения кожных лоскутов. Диплом К. П. Пшениснова за лучшую научную работу студента за 1979 – 1980 год «Нижняя надчревная артерия как аутоартериальный трансплантат»


В 1966 году J. С. Mustard описал и использовал для восстановления дефекта нижнего века ротационный лоскут со щеки, что давало хороший эстетический и функциональный результат. Данный метод был назван «лоскут Mustard». Однако первое сообщение о подобном лоскуте со щеки относилось к 1918 году, когда J. F. Esser (1877 – 1946) опубликовал целую книгу «Die Rotation der Wange», посвященную данному методу и вариантам его использования в реконструкции лица. Таким образом, правильнее было бы называть этот лоскут Esser.


В 1979 году в своей научной работе студент 3-го курса Ярославского медицинского института К. П. Пшениснов сообщил о возможности использования нижней надчревной артерии в качестве аутоартериального трансплантата для замещения дефектов сосудов среднего и малого калибра. Сообщение об использовании данной артерии для сосудистой пластики появилось в иностранной литературе только спустя четверть века в публикациях В. Rockwell с соавт. (2003).


Знание исторических аспектов является основополагающим для дальнейшего развития пластической хирургии. Грамотный пластический хирург должен хорошо разбираться не только в современных методах оперативного лечения, но и знать истоки, представлять эволюцию взглядов и подходов к лечению своих пациентов, а также постоянно видеть перспективы избранной специальности.

Популярные сообщения из этого блога

Массаж конца лета - начала осени, укрепляющий желудок

Диагностика по ногтям рук

Прически для девочек. Школьные прически. Видео